Перейти к содержимому


Фотография

Свет. Искуственное освещение.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
Alibi

Alibi

    С кем не бывает... ;)

  • Аэрограф
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1139 сообщений
  • Пол:Женский
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 18 February 2009 - 07:32

СВЕТ
Искусственное освещение и освещение интерьеров
часть lV


Свет в закрытом помещении имеет совсем другой характер, чем свет на открытом пространстве, главным образом из-за нехватки прямого солнечного света. Благодаря человеку, свет в помещении имеет строго определенную цель, например домашнее освещение создано просто для освещения комнаты, тогда как освещение офиса более функционально, и рентабельность – наиважнейший из вопросов, отчасти благодаря которому офисные служащие должны сидеть под голубоватым флуоресцентным освещением.

Большинство искусственных источников света в закрытом помещении рассеяны, например абажуром, и смягчают свет и тени которые создают. Исключение – прожекторные источники света (спотлайты), создающие контрастное освещение. Однако дизайнеры освещения используют множество различных источников света, и очень редко какой-то один.

Солнечный свет в закрытом помещении почти всегда рассеян, поскольку он отражается между стенами, этажами и потолками. Прямой солнечный свет может попасть в помещение через окна, но из-за сравнительно небольшого размера этих окон, большая часть наших квартир никогда не находится полностью под прямым освещением солнца, гораздо чаще под отраженным.

Свет от окна.

Изображение

Свет от окна является естественным по оттенку светом в закрытом помещении. Так как само окно - эффективный и большой источник света, свет весьма мягок. Этот свет привлекателен и фотогеничен. Если есть только одно окно, то свет достаточно контрастен, с большим количеством окон контраст может быть меньше, так как свет больше заполняет помещение.

Цвет света зависит от многих вещей, например от погоды. Если пасмурно, то первичный свет будет белым, серым или синим. В солнечную погоду, свет будет синим, белым, желтым или красным (в зависимости от времени суток, и общей солнечности). Как только свет проникает через окно, он начинает освещать поверхности, от которых отражается и распространяется по комнате. Стена, пол и цвета мебели - все будет влиять на цвет освещения.

Очевидно все эти факторы означают одно - чтобы убедительно изобразить свет из окна, вы должны очень тщательно обдумать все возможные варианты, и хорошо представлять себе силу, цвет и контрастность освещения. Самая простая начальная установка - пасмурный день с белым светом, который попадает в помещение через одно большое окно. Вы можете распланировать любой свет, используя эту простую модель как отправную точку.

Один очень известный тип оконного света называют «северным светом», которое получается, если окна комнаты выходят на север. В прошлом художник не имел постоянного искусственного освещения, поэтому при наличии мастерской с окном, выходящим на север, он имел возможность работать в довольно постоянном и рассеяном свете в течение дня. Главные качества такого света – рассеяность и отсутствие прямого солнечного света. Хотя выходящие на север комнаты темны из-за нехватки солнечного света, все равно такой свет весьма приятен и мягок.

Изображение

Хотя есть прямой солнечный свет, он влияет на относительно малую область комнаты. Большинство света на стенах и мебели - отражение этого солнечного света или рассеяного оконного света. Заметьте красный цвет на дальней стене, который является вероятно отражением света от занавесок. Также виден высокий контраст, который солнечный свет создает - области прямого солнечного света очень ярки.

Изображение

Вот иллюстрация того, насколько мягкий свет от окна может быть. Фотография была сделана в пасмурный день, окно действует как большой мягкий источник света. Чем ближе предмет к окну, тем более мягкие тени. Теория мягких теней будет описана в пятой части, но пока заметьте, как края теней размыты, и переходы между светом и тенью смягчены.

Изображение

Мягкий свет использовался художниками в течение многих столетий (равно как и сейчас часто используется современными фотографами), потому что это красиво, предсказуемо и доступно.


Искуственное «вольфрамовое» освещение.

Изображение

Это самая частая форма внутреннего освещения, с которым мы сталкиваемся каждый день – от ламп дневного освещения, до настенных ламп и пр. Общая особенность такого освещения в том, что источник освещения - вольфрамовая нить накаливания.

Цвет «вольфрамового» освещения – желтый или оранжевый. При взгляде на предметы под таким освещением наш мозг «отфильтровывает» оранжевый цвет, и мы воспринимаем такое освещение как почти белое. Вообще, если вы создаете интерьер, более реалистичным будет изобразить белый свет а не оранжевый, так как фотографии или рисунки, которые выполнены в оранжевых «честных» тонах выглядят менее убедительными, даже несмотря на то, что они более точные.

Качество вольфрамового освещения варьируется и менее предсказуемо. В домашних условиях большинство источников света дополняется абажурами, делая размер источника света больше и смягчая свет.

Освещение в вашем доме изменяется в зависимости от функции помещения. В маловажных помещениях, типа гаража, всё освещение может состоять из единственной лампочки, давая тусклый непривлекательный свет. Это приемлемо в помещениях, где мы проводим мало времени.

В комнате, где проводится больше времени, и где качество света важно для создания приятной и удобной атмосферы, вы вероятно будете использовать более сложную схему освещения. Например в гостиной, основной комнате дома, вы будете использовать большое количество различных огней, и будете думать, какой где расположить.

Наличие источников овещения также играет важную роль в других частях дома. Например в спальне вы по поставите ночники, потому что они удобны для чтения перед сном, или чтобы не зажигать основной свет. На кухне полезно сделать освещенной область, где готовится еда.

Но большинство видов освещения «в домашних условиях» будет комбинировано. Самый часто встречающийся сообщник освещения - абажур. Абажур скроет яркий блеск лампочки и смягчит резкие тени.

Следующий важный элемент - большинство интерьеров использует много источников света, которые смягчают свет и тени. Свет от соседних комнат сольется в один межкомнатный свет, и большинство помещений будут в достаточно сложном и разнообразном освещении.

Большое количество светильников создадут неоднородное и интересное освещение, бросят причудливые тени, часто с различными уровнями резкости. Другой результат наличия множества источников света - блики, причем каждый блик по цвету и форме будет принадлежать своему источнику света. Также различия в цвете могут быть из-за «старости» ламп – старые лампы светят тусклее и с более красным оттенком.

Наконец вспомним и другие домашние устройства, которые могут испускать свет – компьютеры, телевизоры, микроволновые печи, плиты и т.д.

Как всегда единственный совет, который я могу дать - изучите как можно больше интерьеров, так как этот предмет ограничен только человеческим воображением.

Изображение
Это довольно типичный интерьер с несколькими светильниками, используемыми для создания атмосферы. В результате использования множества рассеяных источников света, в этом помещении нет резких теней.


Рестораны, магазины и другие коммерческие интерьеры.


Изображение

Как и обычное домашнее, освещение в подобных заведениях очень варьируется. Оно используется прежде всего для создания настроения, поэтому необходимо с осторожностью его воспроизводить, пытаясь понять, что проектировщики преследовали при строительстве.

В ресторанах обычно неяркие рассеяные светильники, создающие соответствующую атмосферу. Может быть также целая смесь различных видов освещения, от прожекторных «спотлайтов» подсвечивающих столики посетителей, до свечей на столе или камина в углу комнаты. Очевидно два одинаковых по освещению ресторана найти будет трудновато, поэтому и в своих работах повторяться не стоит. Понаблюдайте за ресторанами, и вы поймете, как настроение и атмосфера может создаваться освещением.

Важная деталь, которую стоит учитывать в подобном «ресторанном» освещении это то, что относительно большое количество используемых светильников создаст такое же множество отраженных бликов на гладких, стеклянных и хромированых поверхностях. Даже на людях, сидящих в помещении – на их очках, украшениях или например на пуговицах.

Магазинам нужно несколько другое освещение. Хотя атмосфера все еще важна, но на первом месте - хорошее освещение предлагаемого товара, и относительная дешевизна такого света. Большинство магазинов будет ярко освещено неоновым светом, создавая яркую окружающую среду с возможностью дополнительного освещения отдельных частей помещения. Как всегда, если вы попробуете воссоздать освещение в магазине, подумайте над функцией помещения в целом, и функцией конкретного места.

И как обычно, затрагиваемая тема настолько разнообразна и обширна, что возможности описать ее полностью в статье такого масштаба нет. Лучшая вещь, которую вы можете сделать для себя в этой области - наблюдение, и возможно фотография интерсующих вас объектов или помещений.

Изображение

Это довольно типичный ресторан (эээммм, мдя? прим.перев.) с множеством источников света очень хорошо создает атмосферу. Здесь есть интенсивное цветовое и визуальное наполнение, которое дополняет освещение, и проектировщики сильно потрудились над этим забавным местом.

Изображение
Вот конкретный пример большого числа бликов на бокалах, порождаемых большим числом источников света.

Изображение
Типичный торговый центр с ярким освещением. Заметьте множественные тени под стульями, которые получаются от множества прожекторных «спотлайтов».



Флуоресцентное освещение.


Изображение


Флуоресцентное освещение прежде всего используются там, где преобладающим фактором является экономичность освещения. Цветовая температура обычно зеленоватая. Этот вид освещения обычно применяется в офисах, на ж/д станциях, общественных зданиях и вообще где-либо, где на освещение не хотят тратить много денег.

Флуоресцентное освещение часто используются на относительно больших областях. Плотность источников освешения влияет на яркость освещения: в магазинах яркое освещение из-за большого количества источников света (и больше бликов на объектах!), а на открытых пространствах, типа автостоянок, используется меньше источников света, таким образом здесь темнее.

Изображение
Эта фотография была сделана фотоаппаратом с нейтральным балансом белого. Вы можете видеть сильный зеленый оттенок на изображении.


Смешанное освещение.

Изображение

И в закрытом помещении и на открытом воздухе можно видеть смесь естественного и искусственного света, особенно это заметно вечером и ночью. Подобное может привести к очень интересным смесям цветов и контраста, тем более что естественный свет и вольфрамовыое освещение часто имеет противоположные цвета – синий и оранжевый.

Любой объект в помещении, находящийся около окна будет очень интересно освещен смесью естественного и искуственного света. Огни на зданиях также имеют интересные цвета и контрасты относительно естественного света. Лично я нахожу подобное смешанное освещение очень атмосферным и вдохновляющим, и я часто использую его в своей работе.

Изображение
Изображение
Два примера моей работы, где видно как может использоваться смешанное освещение для создания атмосферы и интересного цветового решения.

Изображение
Здесь мы можем видеть, как интересные цвета создаются в соответствии с городским проектированием - теплые огни Зданиях Парламента подчеркивают естественный вечерний свет города.

Изображение
Подобная смесь цветов выглядит как инопланетный космический корабль – зеленый флуоресцентный огонь в окнах смешивается с небесным голубым светом и «вольфрамовой» желтоватой подсветкой моста и здания.

Изображение
Более земной пример – смесь искуственного «вольфрамового» и ествественного небесного освещения на занавеске.



Свет от камина и свечей.


Изображение

Свет, исходящий от пламени огня еще более красен чем свет от лампочек, фактически его цветовая температура настолько низка, что наш мозг не может компенсировать наличие этого оттенка, как это может быть с наличием голубого или желтого, и мы воспринимаем такой свет почти реальным – оранжевым или красным.

Еще один немаловажный факт, связаный с этими видами источников света – местоположение их намного ниже чем обычные источники света - на уровне земли (камин) или на уровне стола (свечи), тогда как обычные источники света распологаются ближе к потолку. Это сильно влияет на освещение и форму теней.

Изображение
Свет свечи очень красен, на фотографии я снизил цветовую температуру чтобы она выглядела более естественной. Наш мозг действительно не может компенсировать преобладание такого насыщеного цвета и мы чувствуем этот свет таким какой он есть.



Уличное освещение.


Изображение

Уличные огни по цвету являются глубоко оранжевыми (в Великобритании по крайней мере, где я живу), и у них очень узкий спектр - они не светят никаким другим цветом, кроме оранжевого.

Между несколькими уличными фонарями объекты все еще отбрасывают четкие черные тени - наличие множества источников света сильно не влияет на смягчение и яркость теней. Еще одна вещь, которую стоит учитывать - затухание такого типа света очень явно и сильно, поэтому улица освещена достаточно локально, создавая сильный контраст между освещенной и неосвещенной частью улицы.

Изображение
Вы можете видеть, как узкий спектр цветов под типичным уличным освещением окрашивает всё в оранжевый цвет. Тени очень контрастны и черны.


Студийное освещение.


Изображение

В полном объеме объяснить, что же такое студийное освещение не под силу подобной статье, но я вкратце попытаюсь это сделать, чтобы у вас появилось и общее представление об этой теме, и интерес к ней. Конечно есть много типов освещения для постановочной студийной фотографии, но обычно в портретах и «продуктовых» фотографиях это очень мягкий свет от системы вспышек.

Этот вид света легко распознается отсутствием, либо малой интенсивность теней, поэтому учитывайте подобную особенность.

Изображение
Этот мягкий свет без тени с широкими мягкими бликами типичен для современной индустрии рекламной фотографии. Создана подобная фотография с использованием очень больших рассеяных источников света.



Другие виды освещения.

Я надеюсь, что мне удалось описать большинство типов освещения. Однако моя миссия не в том, чтобы создать готовый рецепт для каждой возможной ситуации, а скорее в поощрении вашего наблюдения, внимательности и вдумчивости. Освещение воспринимается как само собой разумеющееся, и часто вовсе не замечается. Но во многом благодаря освещению создается атмосфера и настроение.

Так же надеюсь, знания полученные от этой статьи помогут вам и в других, не типичных ситуациях. Например вы возможно захотите узнать, как осветить подводную сцену тропического рифа. Откуда свет попадает туда? Как свет реагирует в этой окружающей среде? Какого он будет цвета? Какое количество света там будет отражаться? Как там дела обстоят с переносом излучения, бликами, тенями, и т.д?

И наконец, я действительно надеюсь, что читатель использует эту информацию именно как стартовую площадку. Слишком часто повторяются безсмысленные клише (3-точечное освещение главный пример), и слишком мало информации можно найти в сети, что приводит к использованию тех же самых старых, до дыр заюзаных формул. Ваш осмысленный анализирующий взгляд на вещи, и способность делать независимые выводы – вот лучшая для меня награда.



ЧАСТЬ l :: ЧАСТЬ ll :: Часть lll :: Часть lV


All text and images on this page are the copyright of Richard Harris © 2004.

Оригинал статьи

Переведенная версия



  • 18




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


Форум в сети